Автоматические трансмиссии гидромеханического типа работают проще по сравнению с механическими коробками. Данные узлы облегчают управление машины, поскольку водителю не нужно иметь каких-либо навыков в работе с коробкой. Однако каждому владельцу автомобиля с автоматической коробкой требуется досконально знать особенности работы агрегата и его управления.

Как функционирует автоматическая трансмиссия гидромеханического типа

Инновационная трансмиссия имеет много преимуществ. Начав движение, достаточно только нажать на тормоз и перевести селектор узла в положение, которое обеспечивает движение вперед (Drive) или назад (Reverse). Автомобиль сразу становится послушным и начинает плавное движение. При парковке авто нужно толкнуть рычаг трансмиссии в положение Р.

Остальную работу умный автомобильный узел берет на себя. Для плавного начала движения просто отпустите тормозную педаль, и авто поедет. Если машина находится на горке, то придется слегка надавить на педаль газа. Трансмиссия мягко возьмет на себя крутящийся момент от двигателя и начнет функционировать в нужном режиме. Незаметно переключится на необходимую скорость. Такая коробка – мечта любого водителя и наиболее подходит для начинающих автомобилистов.

С другой стороны, сложный узел имеет кардинальные отличия от механических коробок. Принцип работы данного агрегата и его конструкция абсолютно другие. В механической коробке вход – это сцепление со смыкающими и размыкающими дисками. Коробка-автомат работает иначе:

1. Вращение коленвала мотора передается через гидротрансформатор.
2. Между колесной системой циркулирует масло.
3. Крутящийся момент передается от колеса ведущего к ведомому.

Именно поэтому данная трансмиссия называется гидромеханической. В ней отсутствует повышенное тепловыделение, которое возникает в механике при трении дисков. Основная задача гидротрансформатора – обеспечение плавного начала движения. Он также гасит любые крутильные колебания. На высокой скорости гидротрансформатор блокируется, что предотвращает потерю энергии.

В автоматической трансмиссии гидромеханического типа по-особому преобразуется крутящийся момент от мотора. Здесь задействованы не шестерни, а планетарные редукторы. Каждый включает 3 элемента:

  • солнечная шестерня;
  • сателлитные шестерни;
  • коронные шестерни.

При этом элементы всегда пребывают в постоянном зацеплении. В зависимости от скорости вращения изменяется передаточное отношение. При неподвижности коронной шестерни, медленнее солнечной шестерни вращается водило. Если же корона начинает вращаться, то при развитии скорости водило догоняет и обгоняет «солнце».

Современная автоматическая трансмиссия гидромеханического типа – представляет собой механизм соединенных планетарных редукторов. Их элементы соединяются с корпусом или друг с другом. Многодисковые сцепления (фрикционы) тому способствуют. При сжатии определенных фрикционов и одновременном их «распускании» можно выполнить переход с одной передачи в трансмиссии на другую. Также можно привести в действие задний ход автомобиля без дополнительной шестерни, которая используется в механической коробке передач.

Автоматической трансмиссии гидромеханического типа не нужны никакие муфты и тяги для переключения передач. Все функции подвластны гидравлике – система гидроблока открывает нужные клапаны, и фрикционы сжимаются. Они плавно блокируются, что позволяет переключать коробку незаметно. Всеми клапанами управляет электроника, ориентируется она на определенные датчики.

Подводим итог – автоматическая трансмиссия гидромеханического типа включает такие части:

  • механическую;
  • гидравлическую;
  • электрическую.

От человека не требуется специальных усилий, чтобы управлять автоматической трансмиссией гидромеханического типа. Однако нужно своевременно следить за техническим состоянием узла. Для начала важно знать, с какими проблемами можно столкнуться при езде на авто с автоматической АКПП.

Что может ломаться в автоматической трансмиссии гидромеханического типа

Конструкция автоматической трансмиссии намного сложнее, чем простой «механики». Ремонт автомата обходится значительно дороже. Поэтому диагностировать техническое состояние агрегата необходимо как можно чаще. Некоторое время назад в автоматической трансмиссии гидромеханического типа присутствовало всего 3-4 передачи, электроника полностью в данном узле отсутствовала. Фрикционами управляла гидравлическая система клапанов. Она реагировала на перепад давления, который возникал при скоровращающихся валах.

Подобные коробки были достаточно прочными, функции простыми при исключении повышенной нагрузки. Старые трансмиссии называли не убиваемыми, но узлы работали достаточно медленно и не давали большого эффекта. Авто с АКПП проигрывали механике во всем и считались ненадежными среди владельцев легковых машин.

Однако со временем инженеры ведущих производителей смогли устранить недостатки автомата. Постепенно усложнялась техническая конструкция агрегата. Появились новые дополнительные режимы, которые ограничивали переход на повышенные передачи. Также появилась повышающая передача O/D, которая значительно снижала расход топлива при большой скорости автомобиля. Дополнительные фрикционы блокировали гидротрансформатор.

Далее в автоматическую коробку внедрили электронику. Благодаря инновации, увеличилось количество передач, 10-тиступенчатый автомат теперь уже привычен на рынке. Современная электроника позволяет водителю выбирать нужные режимы либо включать агрегат вручную. Алгоритмы переключений меняются достаточно быстро, почти мгновенно, коробка действует воедино с блоком управления мотора. Новая трансмиссия обеспечила автомобилистам удобную быструю езду. Современный агрегат получил новые возможности и стал более надежным.

Раннее блокирование гидротрансформатора может привести к повышенной нагрузке на фрикционы и редуктор. Быстрое переключение непременно сказывается на износе муфт, в итоге масло загрязняется. Управляемый электроникой гидроблок весьма чувствителен к степени чистоты масла. Также сама электроника иногда страдает от перегревания коробки из-за высокой нагрузки. Поэтому ранее автоматическая коробка передач вызывала опасение у водителей при большом пробеге.

Сегодня автоматическая трансмиссия гидромеханического типа обладает особым «интеллектом». Передовой агрегат:

  • надежно защищен электроникой;
  • исключает фатальные нагрузки;
  • исключает перегрев;
  • имеет щадящие эффективные режимы;
  • мониторит нужные параметры;
  • контролирует состояние основных деталей.

Правильная езда при наличии автоматической трансмиссии гидромеханического типа

Как правильно ездить, зависит от особенностей автоматической трансмиссии. Устаревшие автоматы диктуют свои правила и требуют неспешного, размеренного вождения. Не стоит испытывать такой агрегат на прочность и провоцировать высокую нагрузку.

Современная многоступенчатая автоматическая трансмиссия гидромеханического типа имеет быстрое переключение и адаптивный алгоритм функций. Большинство поломок в коробке может произойти от пробуксовки муфт, износа фрикционов, валов, шестеренок.

Обратите внимание! Главным врагом современной коробки является чрезмерная нагрузка, которую развивает двигатель под полным дросселем.

Чтобы коробка служила исправно, придерживайтесь определенных рекомендаций и правил:

  1. Нельзя одновременно нажимать на педаль тормоза и газа, если включен режим “Drive”. Исключите быстрое движение машины с места на светофорах. Электроника не дает мотору увеличить количество оборотов, но даже холостая нагрузка резко нагревает масло в гидротрансформаторе и перегревает узел.
  2. Всегда следует трогаться с места плавно. Уже на I передаче гидротрансформатор будет блокирован фрикционами. При сильном открытии дросселя на первых метрах дороги фрикционы неизбежно пробуксуют.
  3. Избегайте езды с пробуксовкой колес и заносами. Не стоит заниматься этим на асфальте, поскольку пробуксовка может прекратиться, возникнет ударная нагрузка на детали агрегата. Не забывайте, что трансмиссия очень чувствительна к нагрузкам.
  4. Нельзя переводить рычаг трансмиссии в положение “Р” при короткой остановке. Лишнее переключение вызывает перемещение определенных деталей в агрегате. Если стоящая машина работает на холостых оборотах, особого вреда не будет.
  5. При движении накатом не переключайте коробку на нейтральное положение “N”. Иначе вы не сэкономите топливо. Также узлы коробки при таком положении дел хуже смазываются. Нейтралкой можно пользоваться при закате авто на эвакуатор или при медленной буксировке.
  6. Двигайтесь максимально плавно, если машина тащит груженый прицеп. Под запретом резкий разгон, резкое торможение, которые усиливают нагрузку на узел.
  7. Включайте режимы “Drive”, “Reverse” и “Parking” только на авто, которое неподвижно. Иначе детали агрегата станут испытывать усиленную нагрузку, коробка может выйти из строя.

Что делать, чтобы продлить функциональность трансмиссии

Опытные автомобилисты знают определенные приемы, которые продлевают жизнь автоматической трансмиссии. Существует несколько правил, продлевающих ресурс агрегата. В основном, требуется придерживаться максимально щадящей эксплуатации коробки.

Обратите внимание:

  1. После запуска мотора включайте режим “Drive” не сразу. Подождите минутку – масляный насос за это время распределит масло по всему узлу, создавая необходимые условия. Масло управляет фрикционами, поэтому данный момент очень важен.
  2. В холодный период года после запуска включите на 50 секунд первоначально режим “Drive”, а затем “Reverse”. При этом удерживайте автомобиль тормозом. Такая манипуляция позволит хорошенько смазать все детали узла, а также прогреть масло перед началом езды. Непременно избегайте резкого ускорения, если автомат недостаточно прогрет.
  3. Не стоит злоупотреблять «кик-дауном». При принудительном включении пониженной передачи и нажатии газа трансмиссия подвергается большой нагрузке.
  4. Если авто застряло, нельзя применять, так называемую, раскачку. Не стоит быстро переключаться с “D” в “R”. Такие попытки чреваты быстрым износом деталей агрегата. В сложной ситуации пробуйте аккуратное движение с дозированной тягой.

Обслуживание автоматической трансмиссии гидромеханического типа

Техническое обслуживание обязательно необходимо сложному агрегату. Нет автоматов, которые в нем не нуждаются, не смотря на заявление некоторых производителей. Должное внимание должно уделяться автомату не менее, чем механике. Иначе эксплуатация агрегата будет короткой.

Для беспроблемной эксплуатации трансмиссии необходимы:

  • регулярная замена масла в автомате;
  • полная или частичная замена масла;
  • замена фильтра вместе с маслом;
  • периодичный осмотр агрегата;
  • проведение электронной диагностики трансмиссии в сервисе;
  • диагностика в сервисе толчков и рывков при работе трансмиссии.

Периодическая замена масла в коробке позволяет сохранить коробку функциональной в тяжелых условиях или в зимний период. Определен интервал замены – это каждые 60-90 тысяч километров пробега. Если машина подвергается большим нагрузкам в тяжелых дорожных условиях, интервал между заменами масла следует сократить. Вливать новое масло требуется только такое, какое предписано производителем модели авто или самого агрегата. Иначе коробка достаточно быстро выйдет из строя. Следует помнить, что нет универсального автомобильного масла.

Конструкция агрегата достаточно сложная, а замена масла требует наличия определенного оборудования. Из-за особенностей автоматической трансмиссии выльется только незначительная часть старого масла при его замене. Применение спецоборудования позволяет решить эту проблему. Масло можно менять полностью или частично. Существуют различные мнения мастеров насчет последнего.

В процессе работы коробки масло утрачивает свои первоначальные свойства. Продукты износа накапливаются на поверхности деталей узла. Больше всего страдают фрикционные диски. Масляный фильтр предназначается для задержки крупных частиц продуктов износа. Также эту функцию выполняют и другие детали – используются поддон, кольца уплотнительные, прокладки.

Следует периодически осматривать агрегат для выявления подтеков. Механика может функционировать с малым количеством масла, а автомат нет. Иначе износ деталей ускоряется. Даже подтекающий сальник может стать причиной дорогостоящего ремонта агрегата.

Электронная диагностика узла позволит своевременно выявить неполадки в работе трансмиссии. Иногда различные сбои незаметны. Однако все они приводят к плачевным последствиям и поломке агрегата в будущем.

При наличии рывков и толчков коробки стоит обязательно отогнать машину в сервис и проверить работу всех узлов. Толчки могут появиться при включении различных режимов и при смене передач во время движения. Если коробка исправна, то переключение проходит плавно, не смотря на то, прогрета машина или нет. Также стоит обратить внимание, если коробка вдруг начала зависать на одной передаче. В таком случае понадобиться диагностика в сервисе.

Автоматическая трансмиссия гидромеханического типа – довольно нежный агрегат. Требования к его эксплуатации достаточно высоки. Чтобы узел служил долго, необходимо следить за его техническим состоянием. Даже самый незначительный сбой в работе может послужить причиной скорой поломки коробки.

Подведем итоги вышеописанного:

  1. Следует избегать управления, которое запрещено инструкцией к эксплуатации авто. Нельзя нажимать обе педали одновременно, нельзя переводить рычаг в “R”, “D”, “Р” при неподвижности транспорта.
  2. Стартуйте и ускоряйтесь очень плавно, избегайте «кик-дауна».
  3. При остановке и накате не используйте режим “Drive”.
  4. Стоит отказаться от тюнинга мотора. Трансмиссия рассчитана на строгий крутящийся момент и конкретные обороты двигателя.
  5.  Не забывайте периодически проводить полную диагностику даже исправного агрегата. Помните, что даже мелкие сбои в его работе приводят к последующему дорогому ремонту агрегата.
  6. Не забывайте своевременно менять масло в агрегате. Если вы ежедневно много ездите по городу или машина часто эксплуатируется по бездорожью, важно достаточно часто проводить замену масла.
  7. Для того, чтобы заменить масло в агрегате, применяйте только оригинальные технические продукты.

Правильная эксплуатация и соблюдение рекомендаций мастеров позволит агрегату прослужить дольше положенного. Автоматическая трансмиссия гидромеханического типа имеет свои отличия. Их знание дает возможность избежать многих ошибок в эксплуатации агрегата.

Отримайте автомобіль за 1 день