Сервисы по заказу пассажирских поездок – одно из самых перспективных направлений для развития электротранспорта. Специалисты из США ожидают, что в ближайшие годы эти сервисы-агрегаторы будут массово обновлять свои автопарки, меняя традиционные транспортные средства на электрокары. Статистические данные показывают, что в некоторых странах Европы, в Америке и Китае «электрификация» уже началась.

Перспективы электротранспорта в современном городе

Еще лет десять назад электромобили считались роскошью и чересчур дорогим транспортным средством, чтобы всерьез рассматривать их массовое использование. Однако технологии ушли далеко вперед, и электромобили стали намного более доступными, теперь они составляют конкуренцию традиционным легковым машинам. По прогнозам, к 2040 году на электромоторах будет ездить не менее трети всех производимых транспортных средств и не менее 25% от общего количества машин, находящихся в эксплуатации.

Государственная политика в этой отрасли способствует переходу на электромобили. Государства принимают законы и меры поддержки для тех, кто планирует использовать электромобили. В некоторых странах муниципалитеты напрямую стимулируют переход таксопарков на электромобили.

Такой переход обусловлен несколькими факторами:

  • стремление сократить выбросы углекислого газа, поскольку за последние 40 лет в мировом масштабе они увеличились более чем в два раза, а на долю транспорта приходится до 14% от мирового объема выбросов (в оживленных мегаполисах – и до 90%),
  • постоянный рост цен на бензин и газ,
  • ограниченные запасы углеводородов, из-за которых ученые рекомендуют переходит к альтернативным источникам энергии.

Электромобили кажутся идеальным выходом из положения с точки зрения экологической безопасности, даже несмотря на то, что цены на электроэнергию тоже регулярно растут.

Государственная поддержка электротранспорта

Несмотря на все преимущества электротранспорта, было бы сложно перейти на электромобили, если бы не государственная поддержка. И она выражается не только в стимуляции через экономические меры. Для того, чтобы электротакси уверенно передвигались по городу, нужна развитая инфраструктура, а это в первую очередь – большое количество зарядных станций, причем они должны быть во всех районах города.

Для этого уже многое сделано, но предстоит еще большая работа. Довольно амбициозные цели ставит перед собой Россия. Здесь принята программа поддержки развития электромобилей, которая предусматривает не только снижение до нуля налога на транспорт для машин такого типа, но и создание сетей зарядных станций, а еще гарантия бесплатной парковки для транспорта такого типа. Программа уже действует в пилотных регионах. Целью программы является достижение показателя в 15% – столько должно быть электромобилей в общем объеме транспортных средств на рынке.

Пока, правда, на бумаге эти цели впечатляют больше, чем в реальной жизни, потому что по статическим данным за 2020 год, электромобили в РФ составляют всего 0,1% рынка.

Однако положительные тенденции все же есть. Был даже представлен публике первый электромобиль отечественной разработки и выпуска. Планируется поддержка отечественных производителей электромоторов и емких аккумуляторов. В перспективе это могло бы снизить расходы на обслуживание электромобилей.

Как происходит переход в разных странах

Главная особенность автопарка в таких сервисах – его интенсивная эксплуатация. С одной стороны, это приводит к быстрому износу транспортных средств, с другой – к росту уровня загрязнения воздуха во всех крупных городах.

В США были проведены исследования, согласно которым переход на электрокары позволил бы снизить выбросы углекислого газа почти на 50%. Но некоторые исследователи даже более оптимистичны и считают, что замена обычных автомобилей электрическими в таксопарках позволит снизить карбоновый след втрое.

При этом такая замена не потребует экстраординарных затрат. Если электромобили будут запущены в крупносерийное производство, появится больше доступных запчастей к ним, будут развиваться сервисные службы, поэтому расходы на эксплуатацию будут снижаться, и замена обычных машин электромобилями будет экономически оправданной.

Тем более, что есть сведения о том, что при длительной эксплуатации в интенсивном режиме электрокары ведут себя лучше, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому в Китае предпринимаются соответствующие шаги – DiDi планирует развитие всех необходимых сетей для электромобилей, и на востоке Поднебесной создает крупную сеть станций для зарядки, которая охватит более сотни городов и будет включать около 70 тысяч зарядных станций. В 2020 году компания совместно с партнерами представила первый электромобиль, разработанный специально для сервисов такси и каршеринга. Эта модель D1 производится с кузовом хэтчбек и представляет собой оптимальных вариант для городских поездок.

Однако ключевую роль в популяризации электротакси в Китае играют не частные инвесторы, а правительство. Даже в разных регионах страны муниципалитеты могут применять разные меры для того, чтобы стимулировать переход операторов на электрокаров. Например, в Шэньчжэне власти требуют от таксопарков полностью перейти на электрокары до конца 2021 года, иначе им просто запретят работать. В Ухани, Шэньчжоу, Гуанчжоу новых водителей, уже начиная с этого года, подключают к сервисам только в том случае, если они будут работать на электрокарах. Постепенно все машины будут электрическими, потому что по правилам в китайских таксопарках нельзя использовать машины старше 8 лет. То есть к 2028 году должна произойти 100% замена.

Аналогичной политики придерживаются власти Нью-Йорка. В Лондоне с 2021 года лицензию на такси могут получить только владельцы автомобилей с нулевым показателем выбросов, то есть электрокаров.

Тем не менее, именно в Китае переход начался раньше и происходит особенно интенсивно. Поэтому в сравнении с Поднебесной количество электрокаров в сервисе такси в европейских и американских городах значительно ниже.

По итогам 2020 года, если верить официальной статистике, в Лондоне на долю электромобилей, подключенных к сервису такси, приходится всего около 3%, а Калифорнии показатель еще ниже – 1,5%. В Париже их количество составляет около 10% от общего числа. В России наиболее интенсивно процесс перехода происходит в Москве. Первые попытки внедрения электромобилей в службу такси были предприняты еще в 2015 году. Но они, к сожалению, так и остаются экспериментов, и доля электрокаров не доходит даже до 1%.

Основная причина – в недостаточно развитой инфраструктуре. Даже в Москве по состоянию на конец 2020 года работало только около 100 зарядных станций. Столичный Департамент транспорта обещает исправить ситуацию – но только к 2023 году, когда планируется ввести в эксплуатацию более 600 зарядных станций электромобилей, которые будут находиться во всех районах Москвы. Поэтому эксперты прогнозируют рост спроса на электромобили после 2023 года. Считается, что по всей России он увеличится на 30%, в то время как в Москве – на 60%.

Финансовый аспект перехода на электрокары

Несмотря на то, что электромобили стали более доступными, они все равно стоят дороже, чем обычные машины. Поэтому на сегодняшний день финансовый фактор является главным препятствием для массового перехода на электрокары. Эксперты считают, что эта ситуация изменится в течение ближайших 5-7 лет, поскольку именно в этот промежуток времени должны подешеветь комплектующие.

Аналитики также полагают, что темпы роста рынка электрокаров будет напрямую зависеть от эффективности государственной поддержки. Оставлять этот процесс на самотек нельзя. Владельцы автомобилей, которые стараются использовать свои транспортные средства с прибылью, всегда будут выбирать те машины, которые стоят меньше, не нуждаются в дорогостоящем ремонте и обслуживании. Поэтому электрокары они начнут покупать только тогда, когда льготы, в том числе, и с оплатой парковки, значительно превысят разницу в стоимости.

Если говорить о дальнейших перспективах развития этого сегмента, то в 2020 году было проведено исследование, согласно которому вплоть до 2025 года рынок электротакси будет расти в среднем на 12% в год, то есть неуклонно службы такси будут электрифицированы, хотя и не слишком быстрыми темпами.

В Азии этот процесс будет идти быстрее за счет того, что его стимулируют методами государственной поддержки. В России эффект могли бы дать налоговые вычеты и субсидии на покупку электромобилей. Разумеется, пилотные регионы (Москва, Питер. Казань, Севастополь) будут показывать более солидный прирост.

Отримайте автомобіль за 1 день